И это всё - Наив

Напоминаем, что в выставочном зале по адресу:ул.Ленина,104 (южный флигель) работает замечательная выставка «И всё это – Наив» из фондов «Музея наивного искусства» (г. Москва).

Особой линией развития изобразительного искусства является творчество художников-«непрофессионалов», работающих в рамках наивного искусства.

Наивное (инситное) искусство объединяет тех художников, которые не получили профессионального образования, но, следуя велению своего сердца, пытаются художественно осмыслить окружающий мир в своих работах. 

В последние десятилетия в российской художественной практике данное течение получило эстетическое признание и теоретическое изучение. Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что наивное искусство это целый и значительный пласт отечественной культуры. Наив питал и во многом детерминировал стилистические поиски ранних авангардистов, постмодернистов, художников-концептуалистов. Особое место в творчестве и любовь к наиву декларировали М. Шагал, К. Малевич, М. Ларионов. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина и др.

Экспозиционное пространство данной выставки сформировано из работ, находящихся в собрании ГБУК г. Москвы «Музея наивного искусства». Специфика работы этого музея основана на исследовании, хранении и экспонировании произведений наивного искусства. Музей поддерживает творческую деятельность наивных художников со всей России, устраивая десятки сменных выставок в стенах своих залов, на примузейных культурных площадках под открытым небом и в музеях других городов России и зарубежья. Под эгидой Музея в режиме триеннале проводится международный фестиваль наивного искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив»; следующий, пятый по счёту фестиваль состоится в 2016 году. 

Многие из представленных на выставке художников современного наива временными рамками связаны с позднесоветским периодом. Таков В.В. Григорьев, кузнец, окончивший фабрично-заводское училище. В зрелом возрасте он начал создавать картины, наполненные уютными, родными и солнечными образами сельской жизни. Таков В.И. Макаров, романтик и тонкий психолог, соединивший в себе исключительный живописный талант и «технический» склад ума научного сотрудника Академии наук. Публике также хорошо знакомы имена А.В. Суворова, В.Н. Петрова и Э.М. Бобровой, самобытных живописцев и графиков, воплотивших в своих произведениях искренность, теплоту и открытость, качества которые столь ценятся в отечественном наивном искусстве. Уникален графический лист Бориса Петровича Павлова (1888–1964), созданный в 1950-е годы. Работая с маленьким форматом, автор, при этом, использует чрезвычайно сложные нюансные колористические решения через которые он по-своему трансформирует эстетические импульсы модернизма. 

На выставке также представлены несколько работ зарубежных наивных художников – Стояна Божкилова (Болгария) и Гвидо Ведовато (Италия). 

Экспонируемые произведения отечественных авторов находятся на разной стадии признания, как со стороны профессионалов искусства, так и со стороны зрителей. Кто-то из отечественных авторов уже достиг популярности. Отметим ностальгический ретро-наив В.П. Ерёменко («Парахода») и яркое полотно казанского художника А.М. Шаймарданова («Сальвадор Дали в Казани»). Другим художникам еще только предстоит пройти свой путь навстречу публике.

Но, безусловно, все художники, выставленные в залах музея достойны самого пристального зрительского внимания и душевного признания. 

В рамках вернисажа выставки представители Московского музея наивного искусства прочтут лекцию о стилистических особенностях наивного искусства.

Комментарии

0